24 апреля 2004-го года в клубе на Брестской “Магма” отыграла свой единственный концерт в Москве в составе:

Фредерик д'Ольшниц — клавишные

Стелла Вандер — вокал, перкуссия

Химеко Паганотти — вокал

Антуан Паганотти — вокал

Изабель Фейебуа — вокал

Филипп Бюссоне — бас

Джеймс Мак Гау — гитара

Кристиан Вандер — ударные

Эммануэль Борджи — клавишные

Франсис Линон — звукорежиссер

     О концерте я узнал случайно, в тот же день, на “Горбушке”: на торговой точке компании “СОЮЗ” раздавали флайерсы. Концерт проходил в порядке культурного обмена, при содействии посольства Франции и, похоже, явился неожиданностью не только для нас, но и для самих музыкантов. В зале находилось не более 250 человек. Но, как я заметил, среди них было не более 50 тех, которые ясно понимали, куда и зачем пришли.

     Сам я бас-гитарист и расскажу о концерте, руководствуясь глазом и ухом музыканта. Вот мое впечатление.

     В 12.30 к клубу подъехал микроавтобус с музыкантами, и я оказался первым из зрителей, кто увидел Кристиана, Стеллу и всех остальных.

     Я поздоровался с ними, поблагодарил за приезд и поинтересовался компактами (но, к сожалению, у них ничего с собой не было). Стелла выразила общее беспокойство и озабоченность тем, что приходится играть в таком маленьком и тесном помещении, тогда как группа привыкла играть в больших залах. Я спросил ее: “Так, как это было в “Таверн де Олимпиа” в 1975-м?” Она на мгновение закрыла глаза, улыбнулась, что-то вспомнив, и ответила: “Да, хороший был концерт…” Я взял автограф у нее и Кристиана.

     Музыканты решили перекусить. Я тоже отправился домой, но в 15.00 снова был в клубе и узнал, что группа в городе, вернется, ориентировочно, к 18.00; тогда же начнется и подготовка к концерту.

     Я сидел в клубе и ждал. К 18.00 музыканты появились. В Москву группа приехала налегке — без комбиков, синтезаторов и ударных. Кристиан захватил с собой только железо и очень долго настраивал клубную ударную установку под себя. Антуан помогал ему. Потом стал строиться и разминаться бас.

     Я был поражен, когда Филипп стал играть. Он перегрузил усилитель, и бас приобрел именно то старое, из далеких семидесятых, любимое мной звучание. Он играл на ладовом басу так быстро, что иногда создавалось впечатление, будто бас безладовый. Удовольствие, с которым он играл, было написано на его лице. Безусловно, у Филиппа есть свое собственное музыкальное чутье и понимание такого выразительного инструмента, как бас, но все же порой ухо улавливало дорогие моему сердцу пассажи “старших” — Жаника Топа и Бернара Паганотти. Честно говоря, все, что было сыграно тем вечером, держалось только на басе и ударных, потому что, как я почувствовал, лишь двое из всех остальных играли с открытым сердцем — Филипп и Кристиан, второй был вообще бесподобен, впрочем, как и всегда.

     Как выяснилось, два молодых клавишника — Эммануэль и Фредерик (один играл на 500-м, другой — на 600-м Роланде) — хотели взять на прокат два Курцвайля, но оказалось, что в Москве имеется всего лишь один-единственный, но и его владелец отказал в аренде. На концерте клавишные играли без огонька или, может быть, возможности синтезаторов просто не смогли отразить устремлений музыкантов: не было каких-либо красочных соло, всего лишь ритмическое и гармоническое сопровождение ударных и баса.

     Молодой гитарист Джеймс звучал, конечно же, неплохо, но я слышал кое-кого и получше, из тех, кто до него играл в группе.

     Стелла и Изабель пели как всегда грамотно и хорошо. Двумя остальными молодыми вокалистами были Антуан и Химеко. Я почувствовал, что Антуан все же не может петь так легко и высоко, как Клаус Бласкиз, и мне все время казалось, что остальные голоса постоянно оттирают его на задний план. Только Стелла, Изабель и иногда Химеко, своим грудным бархатным голосом, пели, выдаваясь вперед. (Именно поэтому потом, после концерта, я понял, почему « M . D . K .» был сыгран и спет столь непривычно для меня.)

     Звукорежиссер Франсис старался добиться наилучшего звучания, но, к сожалению, помещение клуба было очень маленькое, и акустические возможности зала вряд ли могли удовлетворять тому уровню и классу звучания, которые характерны для такой музыки. Я был единственным слушателем импровизированного концерта-репетиции, и это, было гораздо интереснее и мощнее всего того, что я услышал потом на концерте.

     Публика стала собираться в клубе с 20.30. Концерт начался в 22.00. Группа сыграла два произведения. Первое (премьера) — «К. А.» — базировалось на идеях альбома “ KOHNTARKOSZ ” и было созвучно “ WURDAH ITAH ”. Вторым был « M . D . K .», и, честно говоря, я ощутил нехватку Видемана, Бласкиза и Шевалье. Между прочим, ни в начале, ни в конце концерта группа не была представлена, возможно, потому, что, по словам Стеллы, им надо было торопиться на поезд в Санкт-Петербург. Видимо, по той же причине и на «бис» ничего не сыграли.

     Конечно, группа уже не имеет того прежнего звучания, но все равно было очень приятно и интересно разговаривать с ними и слушать их музыку. Музыканты перед концертом обратились к публике с просьбой не курить и не использовать фотоаппаратов со вспышкой, и мне было очень стыдно, когда это и многое другое, как, например, пьяные возгласы, звон бутылок и «сладкий» дымок, «поперло» во время концерта, и я очень боялся, что музыканты прекратят играть и уйдут со сцены. Но они выдержали и отыграли до конца.

     Как я понимаю, «МАГМА» совершала турне по Европе и представляла свой новый альбом «К. А.» (Стелла сказала, что новый альбом выйдет осенью.) Вероятно, музыканты заехали в Россию по пути. Вряд ли они еще вернутся в никудышный зал, никудышный звук, никудышный свет, к диковатой публике. Что же останется в их памяти? Я же навсегда запомню, как они жали мне руку, как по-доброму реагировали в ответ на мое неуемное проявление восторга, улыбались, когда во время репетиции я один сидел в зрительном зале и пел вместе с ними « OM ZANKA »…

 

Александр Рассказов

Сайт создан в системе uCoz